Арктика- фасад России!

03.02.2016

03.02.2016 уроки на тему «Арктика- фасад России!»

 

 Цель и задачи проведения Урока:

 − повышение осведомлённости обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения;

− привлечение внимание обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли;

− вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом.

  Главная мировоззренческая идея Урока: показать обучающимся ценностное содержание и целостность окружающего мира, связь человека с природой;

способствовать формированию активной жизненной и познавательной позиции школьников.

 Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества. Благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяженности побережья Северного Ледовитого океана и его влиянию на погоду и климат России, Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей.

История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий, знакомство с которыми и их возможное изучение могут способствовать воспитанию современного школьника, формированию у него чувства гордости историей исследования и освоения территории своей страны.

 

 Прошли уроки по теме: «Истории географических открытий, проводившихся в разные исторические эпохи»

История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива.

В XVIII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружили месторождения полезных ископаемых.

В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики В. Беринг. В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова. В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны.

Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М.В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах.

Научные экспедиции под руководством М.М. Геденштрома, Ф.П. Литке, П.Ф. Анжу, Ф.П. Врангеля, П.К. Пахтусова, Э.В. Толля, В.А. Русанова.

Г.Я. Седова и других полярных исследователей состоялись в XIX в. и начале XX в.

Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. Большая роль в его освоении связана с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак». Ледокол предполагалось использовать для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах.

В 1920–1930 гг. научные исследования в Арктике были продолжены. В 1930–1935 г. были осуществлены многочисленные советские экспедиции на ледокольных пароходах «Г. Седов» под руководством О.Ю. Шмидта, «Таймыр» – А.М. Лаврова, «Русанов» – Р.Л. Самойловича, «Садко» – Г.А. Ушакова. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий. В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г.А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля.

В 1920–1930-е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива.

 

 

 

 

«История научной дрейфующей станции «Северный полюс 1», сделанных географических открытиях и исследованиях»

 

В 1936 г. была организована первая дрейфующая научно-исследовательская станция «СП-1». Состав экспедиции состоял из 4 человек, включал начальника экспедиции И.Д. Папанина, двух учёных: геофизика Е.К. Федорова и гидролога П.П. Ширшова и радиста Э.Т. Кренкеля. Станция «Северный полюс» (СП-1) работала в Арктике в течение девяти месяцев с мая 1937 г. до середины февраля 1938 г. В результате дрейфа были получены новые сведения о глубинах и обитателях Северного Ледовитого океана, климате, направлении дрейфа льдов.

Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930–1940-х годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами.